Строительство дома

Японский садик

      В отличие от европейского сада, где все подчинено воздей­ствию на наши органы чувств (зрение, обоняние, осязание), японский сад преследует только одну цель: помочь отре­шиться от всего суетного и обрести душевное равновесие. Главная особенность японского сада — это простота. В нем все должно быть в меру, без изысков и вычурности.

     При соз­дании японских садов стараются избегать строгих линий, преобладающими цветами являются зеленый, серый, корич­невый. Основные составляющие композиции — камни, во­да (или имитирующий ее песок) и низкорослые растения. Неотъемлемая черта такого сада — асимметрия компози­ции: ни один из предметов не должен быть равен по размеру другому и размещаться параллельно ему. Поскольку япон­ский сад устраивается не столько для прогулки, сколько для пассивного созерцания с определенной точки, его надо рас­сматривать как единую живописную картину.

      Камни

     Структуру сада создают искусно расставленные камни. Наибольшей популярностью пользуются речная или озерная галька, гранит, кварцит, базальт, туф неправильной не­обычной формы. Со временем они покрываются патиной, обрастают мхом и лишайником, что делает их еще более органичными. Как правило, в композиции используется нечетное количество камней. Их устанавливают на поверх­ность или частично зарывают в землю. При этом нужно создать иллюзию, что большая часть булыжника спрятана под землей.

      Основные приемы установки камней:

—    некоторые камни закапывают наклонно, под углом к по­верхности земли;

—   в землю углубляют самые неровные части камней;

—   некоторые камни направляют длинными осями перпен­дикулярно тропинкам;

—   камни располагают асимметрично, чтобы добиться эф­фекта естественной природы;

—  необходимо, чтобы каждый камень образовывал опреде­ленную «позу» и «лицо» в общей композиции — убегал, догонял, опирался, поддерживал, лежал, стоял, смотрел вверх или вниз и т. д.;

—   по степени декоративной и смысловой нагрузки группы камней расставляются слева направо, так обычно сколь­зит взгляд по картине.

      Чтобы камни быстрее покрылись мхом, смочите их водой, нанесите немного грунта, по­лейте кефиром и накройте нетканым матери­алом, периодически увлажняя до появления мха. Дальнейший уход сводится к смачиванию камней в сухую погоду.

       Вода

      Вода — обязательный элемент японского сада. Но она не всег­да настоящая. Часто ее заменяет засыпанная песком или мелким галечником площадка или дорожка с вычерченны­ми волнистыми линиями. Рисунок наносится деревянной доской с широкими зубьями и очень похож на подернутую рябью водную поверхность. Песочные ручейки при сильном ветре могут утратить свою конструкцию и форму, но и в этом есть своя эстетика: тот же ветер может на верхних слоях пе­ска образовать причудливые формы и волны. Их не должно быть слишком много, поскольку сад включает в себя и дру­гие элементы композиции. Достаточно двух-трех потоков, которые могут соединяться друг с другом, «разливаться» и течь по любой поверхности. Ширина таких ручейков не долж­на превышать 20 см — это их оптимальная величина.

      Берега настоящего водоема должны быть изрезаны и жи­вописны: в одном месте они могут спускаться к воде валу­нами, в другом — травами. В водоемах устраивают острова с различной растительностью, часто соединенные с берегом разнообразными переправами в виде деревянных мостиков или переходов из камней. Впрочем, водоемы могут быть сколь угодно маленькими. Чтобы прудик смотрелся более естественно, поместите на его поверхности желтые кубыш­ки или белоснежные кувшинки. Изумрудный оттенок воде придадут заросли элодеи канадской. Еще более правдопо­добно будет выглядеть водоем, если в нем живут рыбки раз­ных видов и размеров.

      На территории японского сада есть место и ручейкам, и водопадам, и фонтанам. Причем настоящий японский ру­чеек непременно должен иметь характерный звук — тихое, успокаивающее журчание. Для этих целей нужно выложить на его пути несколько преград: чем больше их будет, тем «живее» получится ручей. Преграды можно делать из кам­ней, гальки, но в этом случае русло ручья следует предвари­тельно немного углубить, чтобы он не сбивался со своего «маршрута».

       Тропинки

      Дорожки и тропинки не только служат для перехода из одной части сада в другую, но и являются его важными эсте­тическими элементами. Тропинки выкладывают таким об­разом, чтобы человек во время прогулки имел возможность созерцать великолепие сада с различных ракурсов. При этом гость не должен быстро утомляться, а, наоборот, испыты­вать истинное наслаждение, прогуливаясь по живописным местам.

       Японцы обычно выкладывают тротуар перед самым вхо­дом в сад, дальше он разветвляется на несколько каменных тропинок. В некоторых случаях каменную тропинку специ­ально разветвляют на две маленькие дорожки, а между ни­ми сооружают небольшой фонтанчик или же миниатюрную клумбу. Далее тропинки вновь объединяются в одну. Ко­нечно, каменные тротуары необходимы лишь в таких садах, общая площадь которых допускает подобные сооружения. В небольших по размеру японских садах это делать не­уместно.

      Мощение дорожек можно выполнять с помощью нату­рального плоского камня, плитки или другого подходяще­го материала. Плоские камни и плиты для лестниц могут быть из гранита, кварцита и даже из бетона или искусствен­ного травертина. Типичным материалом являются галька и мелкий булыжник. Дорожки делают извилистыми, т. к. многочисленные изгибы удлиняют путь по саду и создают эффект пространства. А расположенные над ними покачи­вающиеся от ветра и слегка позванивающие колокольчики, по преданию, отгоняют злых духов.

        Малые архитектурные формы

       В основном это мостики, скамеечки, изгороди, каменные фонари, башни, фонтанчики и вазы.

     Мостики должны быть небольшими, поскольку в япон­ском саду все имеет малые размеры. Переправы нередко со­стоят из размещенных поперек ручья плоских необработан­ных камней или пропитанных защитным составом досок, уложенных на такие камни. Однако желательно, чтобы мо­стики выглядели как небольшие возвышенности, то есть бы­ли выпуклыми. Изюминкой японского мостика являются искусно сделанные перила. Они обязательно должны иметь витые подпорки, а на концах перил часто размещают голо­вы драконов. Раскрашивать мостики можно в самые разные цвета, да и располагать их можно не только над настоящей водой, но и над ее песчаной имитацией. Если же вы реши­ли сделать мостик непременно из камня, то в саду обязатель­но должны быть и другие каменные композиции.

       Порой в японских садах можно встретить мостики, кото­рые по своему внешнему виду напоминают небольшие ко­раблики, символизирующие вечную молодость и счастье. Кораблики должны быть устроены таким образом, чтобы через них по трюму могла струиться вода.

      Для изготовления каменного фонаря понадобятся камни разных размеров — один плоский, один круглой или ква­дратной формы, около десятка камней размером с кулак, а также глина. Плоский камень уложите на землю так, что­бы он не шатался. По его углам постепенно и очень аккуратно надо сделать столбики из мелких камней и закрепить их между собой глиной. Подождите, пока глина полностью вы­сохнет. Когда столбики будут уже твердо стоять на основа­нии, положите на них круглый камень, который будет вы­полнять роль крыши. Благодаря ему в дождливую погоду свечи в фонаре не погаснут, конечно, при условии, что не бу­дет ветра. Если же у вас нет достаточного количества ма­леньких камней, то стойки можно выстрогать из дерева, но тогда их обязательно надо обмазать глиной. Иначе «кры­ша» фонаря рано или поздно сломает подгоревшие бруски.

       Традиционный элемент японского сада тсукубаи пред­ставляет собой своеобразную чашу из необработанного камня высотой 20—30 см. Традиционно он предназначен для омовения рук перед чайной церемонией и расположен на низкой ровной небольшой площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада. Рядом устанавливают каменный фонарь и кладут бамбуковый ковш, которым на­до набирать воду. Вокруг тсукубаи обязательно должны быть камни или галька, на которые можно вылить исполь­зованную воду. Воду в настоящий тсукубаи подводят через бамбуковые трубы.

       Растения

     В японском саду доминируют вечнозеленые породы дере­вьев. Среди самых популярных — сосна, ель, хвойники, бам­бук, злаки, камелия, азалия, магнолия. Цветущие летники и многолетники здесь практически отсутствуют, зато актив­но используют элементы, имитирующие отжившие деревья, пни, коряги, заросшие мхом. Если в саду и есть яркие пят­на, то они немногочисленны: хоста, астильба, пионы, ирис, куртина, лотосы, цветущая магнолия, мискантус, ардизия, бересклет. Для создания характерных форм желательно освоить искусство фигурной стрижки зеленых насаждений. Это поможет сохранять композицию неизменной в течение многих лет. Растительные композиции создают с расчетом на сезон­ный акцент: весной — розовая сакура и красные азалии, осе­нью — красные листья кленов. Роль сакуры в наших усло­виях с успехом играет луизеания трехлопастная, а роль японского клена — малина душистая, которую за сходство листовых пластинок еще называют малина-клен.

smoldomrem.ru № по популярности в Смоленске