Как организовать правильное освещение

       Комфортность современного дома неотделима от качественного освещения. При этом глаза не должны перенапрягаться и уставать. Оказывается, чтобы достичь зрительного комфорта, надо выдержать на определенном уровне много светотехнических параметров:

 

♦   оптимальную освещенность;

♦   минимальное слепящее действие;

♦   грамотное распределение яркости света по основным поверхно­стям;

♦   правильную цветопередачу и тенеобразование.

      А обеспечить все это помогут правильно выбранные и размещен­ные светильники. С изменением яркости света, отраженного от пола, стен и потолка, меняется зрительное восприятие пропорций поме­щения. Поэтому, варьируя яркость, можно «корректировать» объем помещения.

       А то, как мы воспринимаем форму предмета, оказывается, зависит от яркости отдельных его поверхностей и от распределения образую­щихся на нем теней.

       Примечание.

 Свет может «управлять» формой объектов, увеличивать или, к сожалению, уменьшать их выразительность. Главное здесь - правильно выбрать направление падающего светового потока.

      Если объемный предмет равномерно осветить со всех сторон, он может казаться плоским, так как при рассеянном освещении объем­ность теряется. Известно, что цвет эмоционально воздействует на человека. Поэтому следует учитывать, что восприятие одного и того же цвета может сильно зависеть от климата местности, а также от привы­чек и вкусов человека.

      Так, в журнале «Идеи Вашего дома» (№ 7/2000) М. Табакова дает ряд полезных и интересных советов по правильной организации осве­щения в доме. Например, темный потолок кажется более низким, а светлый - высоким. Слишком светлый пол «снижает» высоту поме­щения. Более светлая стена в конце узкого коридора зрительно делает его шире. Цвета теплых тонов «приближают» предметы (например, желтая стена кажется ближе), а холодных - «удаляют».

     В маленьких помещениях для визуального расширения простран­ства и увеличения насыщенности светом нужно повышать освещен­ность стен и применять отделочные материалы с хорошими отражаю­щими свойствами (то есть с большим коэффициентом отражения), а в больших - применять тот же прием, но для пола и потолка.

      Окна, картины и зеркала способствуют «расширению» простран­ства. При освещении больших помещений лучше использовать све­тильники прямого света. Следует помнить, что черный цвет «сужает» помещение, а белый - «расширяет».

      Если в узком помещении светильники расположены вдоль сред­ней линии потолка, то комната будет казаться еще более узкой. Чтобы ее зрительно расширить, необходимо расположить светильники по линии, смещенной к одной из стен.

     В помещении можно выделить функциональные зоны не только перегородками, но и с помощью светильников местного освещения, например, бра.

      Наилучший результат дает сочетание рассеянного или отраженного освещения с прямым направленным светом, но при работе с объектом (таким как, например, лицо человека), имеющим глубокий, ярко выра­женный рельеф, важнее роль мягкого рассеянного или отраженного света. Применяя светильники направленного света, необходимо избе­гать образования нежелательных теней, способных изменить форму и освещаемого, и близлежащего объекта, а также интерьера в целом.

      Если поверхность освещена неравномерно, то ее отдельные участки воспринимаются как лежащие на разных уровнях. Экспериментируя с тенями, можно создавать самую разнообразную световую динамику в помещении. Если в комнате создана равномерная освещенность, то теплый цвет воспринимается ярче, чем холодный. Если поверхность предметов, стен и т. д. окрашена в темный цвет, то их фактура и обра­ботка не будут хорошо видны.

       На ярком фоне объект выглядит темнее, а на темном - светлее. Цвета теплой тональности выигрывают при освещении лампами нака­ливания и разрядными лампами теплобелого света. Если в отделке использовать насыщенные и разнообразные по тону цвета, то зри­тельное утомление увеличивается.

smoldomrem.ru № по популярности в Смоленске