Особенности эксплуатации электрогенераторов на даче

      Проблема большинства загородных домов - перебои с подачей элек­троэнергии. Посидев несколько раз неопределенное время без света, с керосиновыми лампами, с размороженными холодильниками, многие дачники начинают задумываться о резервном источнике питания.

 

    Если не считать разных, весьма спорных, преимущественно маломощ­ных источников питания типа аккумуляторных батарей с инвертором, солнечных батарей, которыми в большинстве своем можно лишь заря­дить мобильный телефон, дорогостоящей экзотики в наших краях - ветряных электростанций, то наиболее доступным вариантом являются генераторы бензиновый или дизельный. Стоимость киловатт-часа от данных источников электроэнергии весьма значительна, ресурс двига­теля ограничен, необходимо постоянно поддерживать некоторый запас топлива, систематически проводить обслуживание.

      Примечание.

Полноценной заменой питания от сети генераторы служить не могут, но как временная мера вполне себя оправдывают.

       Наличие в доме генератора позволяет не сильно переживать по поводу отсутствия света. Через пару минут лампочки светятся, телеви­зор работает, при достаточной мощности источника питания можно включить плитку или вскипятить чайник. Жизнь сразу налаживается, и можно с чувством глубокого удовлетворения наблюдать за суетой и переживаниями соседей, удивляющихся по поводу наличия света у вас и отсутствия у них.

     «Наверное, фаза накрылась», - глубокомысленно замечает наи­более продвинутый в вопросах электричества сосед. После чего все дружно направляются к трансформаторной подстанции в надежде найти пропавшую «фазу».

       Однако покупка генератора это еще не все. Важно соблюсти несколько условий.

      Во-первых, и это очень важно, необходимо не допустить, чтобы генератор и внешняя сеть хотя бы на мгновение «встретились». Такое возможно, если работает генератор, а «свет дали». Опять же, ваш генератор вряд ли сумеет обеспечить электроэнергией весь поселок. Значит, перед запуском генератора надо обеспечить надежное отклю­чение внешней сети.

      Во-вторых, желательно обеспечить какую-то сигнализацию о том, что внешнее питание восстановилось. Конечно, можно следить за появлением света в окнах соседних домов, но как быть, если в них никто не живет, у вас высокий забор, или дело происходит днем? Нашедшие фазу соседи уже давно разбрелись и ковыряются в своих грядках, наиболее стойкие уже третий час не отходят от трансформатора, продолжая обмывать возврат к цивилизации, а счастливый облада­тель генератора продолжает нюхать его выхлоп и с наслаждением при­слушивается к ритмичному звуку движка.

      В-третьих, полностью запитать электроустановку дома вряд ли получится. Или придется покупать мощный агрегат, способный вырабатывать необходимые киловатты. Это неоправданно дорого, да и работать он часто будет более чем наполовину вхолостую, т. к. все электрооборудование вряд ли будет включено постоянно. Значит, перед запуском генератора придется убедиться, что мощные электро­приборы отключены от сети. Это не всегда удобно, т. к. загородный дом обычно больше городской квартиры, а на участке может быть несколько построек.

       Существует возможность полностью автоматизированного ввода резервного питания. При отключении внешней сети источником электроэнергии становятся через инвертор аккумуляторные бата­реи. Когда уровень заряда падает, система дает команду на запуск генератора. Происходит несколько попыток запуска через опреде­ленные интервалы времени. При удачном запуске электроустановка дома переходит на питание от генератора. Одновременно заряжаются аккумуляторные батареи. Когда уровень заряда достигает необходи­мого значения, генератор отключается, питание идет от батарей. Затем снова запускается генератор. Таким образом, достигается существен­ная экономия топлива, переход на резервное питание происходит незаметно, нет перерыва в энергоснабжении.

        Примечание.

Подобное оборудование стоит дорого и оправдано лишь тогда; когда обеспечивается питание большого коттеджа с постоянным проживанием, а перебои с поставкой электроэнергии от внешней сети регулярное явление.

      Другая крайность, зато дешево - это просто подключить генера­тор к ближайшей розетке. Перед его включением необходимо выру­бить рубильник на вводе в дом. Еще придется убедиться, что все мощ­ные потребителя отключены. Иначе генератор просто заглохнет, или сработает защита (а может и не сработать).

        Оптимальным по соотношению цена-удобство может быть сле­дующее решение.

      Для резервного питания даже сравнительно большого дома доста­точно генератора номинальной мощностью от двух до трех киловатт. Такой генератор способен питать все линии освещения, при условии, что будут преимущественно использоваться энергосберегающие лам­почки, холодильник, телевизор, бюджетное насосное оборудование и ряд других приборов. Для того чтобы безболезненно «пережить» нечастые отключения внешней сети, этого вполне достаточно.

    В щитовой дома устанавливается переключатель «сеть-генератор». Он может быть ручным или автоматическим. Во втором случае это реле-переключатель, которое автоматически переводит внутреннюю сеть дома на питании от генератора при его включении.

      Определяются линии и приборы, которым должно быть обеспечено резервное питание. Обычно это линии освещения, холодильник, насо­сное оборудование, вентиляторы и автоматика котлов (если источни­ком тепла служит не электроэнергия).

      Выделяется несколько розеток, которыми можно воспользоваться для подключения, например, телевизора, зарядки мобильного теле­фона, необходимого инструмента. Удобно, когда в доме такие розетки есть на каждом этаже и парочка на кухне. Конечно, можно подклю­чить на резервное питание и весь дом, но тогда перед запуском генера­тора придется бегать по всем помещениям, отключая мощные потре­бители. Такое решение удобным покажется не всем.

      Весьма желательно устроить какую-либо сигнализацию о вклю­чении внешней сети. Такой сигнал может давать мощный звонок, установленный так, чтобы его было слышно не только в доме, но и на участке. Хороший недорогой звонок можно купить в магазинах, где торгуют противопожарным оборудованием. Обратите внимание на то, чтобы звонок был рассчитан на относительно длительную работу.

     Сам генератор устанавливается в помещении с надежной принуди­тельной вентиляцией. Выхлопные газы отводятся через специальную трубу.

        Примечание.

Участок трубы, непосредственно присоединяемый к генератору должен быть гибким, т. к. генератор при работе создает вибрацию.

       В это же помещение желательно вывести выключатель звонка.

     В доме удобно установить несколько аккумуляторных светильни­ков, которые автоматически зажигаются, когда отключают свет. Их ста­вят в места проходов, на лестнице, в помещении, где установлен генера­тор, у распределительного щита. Задача - обеспечить безопасное пере­мещение по дому до момента включения резервного питания.

       Алгоритм действий и работы системы следующий.

♦  Отключили свет.

♦  Загораются аварийные аккумуляторные светильники.

♦ Убеждаемся, что на линии резерва отключены мощные потре­бители. Если переключение производится ручным переключате­лем, ставим его в положение «резерв». Если переключение про­изводится с помощью реле, то оно сработает в момент подачи напряжения от генератора.

♦  Запускаем генератор, прогреваем, включаем подачу электроэ­нергии, аварийные светильники при подаче напряжения гаснут, выключатель звонка ставим в положение «включено», наслажда­емся независимостью.

♦   Включили свет.

♦  Звенит звонок, быстро идем к генератору, выключаем звонок, глушим двигатель. Реле-переключатель автоматически переклю­чает электроустановку дома на питание от внешней сети. При ручном переключении придется повернуть ручку переключате­ля в распределительном щите в положение «сеть». Наслаждаем­ся возможностью использовать любое оборудование вне зависи­мости от потребляемой мощности.

      Совет.

Весьма желательно предусмотреть возможность питания от резервного источника еще на стадии проектирования электроу­становки дома.

       Тогда заранее можно будет заложить резервные линии, в распреде­лительный щит установить необходимое оборудование или хотя бы предусмотреть для него место. Помните, что любые переделки обхо­дятся заметно дороже.

      Рассмотрим запуск генератора. Можно приобрести генератор с электростартером и аккумуляторной батареей. Запустить такой агрегат также просто, как автомобиль с карбюраторным двигателем. При запуске холодного двигателя надо открыть кран подачи топлива, закрыть воздушную заслонку (вытянуть «подсос») и прокрутить стар­тер, повернув ключ в замке зажигания или нажав кнопку стартера.

       Примечание.

Запуск прогретого двигателя осуществляем при открытой воз­душной заслонке.

       Однако агрегаты со стартером ощутимо дороже генераторов с руч­ным запуском, вес больше, поэтому их сложнее перемещать при необ­ходимости. Приходится следить за состоянием аккумуляторной бата­реи. В большинстве случаев для резервного питания дома достаточно более простых устройств.

       «Секреты» запуска у всех бензиновых механизмов с «дергалкой» одинаковые. Легче понять принцип тем, кто успел поездить на карбю­раторных автомобилях, да и еще и сам копался во «внутренностях». Есть общие правила, изложенные в инструкции, а есть некоторое чув­ство, связанное с пониманием процесса.

       Если система исправна, то никаких проблем нет - действуй по инструкции. Однако есть некоторые факторы, которые могут ослож­нить запуск даже полностью исправного агрегата:

♦  низкие температуры;

♦  повышенная влажность воздуха;

♦  ошибка при запуске.

       Ну не может человек дергать за ручку всегда одинаково. Особенно, если каждый день этим не занимается. На легкость запуска влияет каче­ство и «возраст» топлива. Если в баке бензин плещется уже несколько месяцев, то запустить агрегат будет намного сложнее. Причем тем слож­нее, чем агрегат «круче». Был случай: одной весной не мог запустить бензопилу Партнер, бензокосу Хускварну и генератор Ямаху на простоявшем зиму топливе. Пришлось все сливать, промывать, «бодяжить» (для двухтактных двигателей) и заливать заново. Все слитое (жалко было выбрасывать) залил в бак дач­ного Запорожца, который запустился на этом дерьме с первого раза, причем с ручки, т. к. аккумулятор безнадежно за зиму сел. Да здрав­ствует непритязательная советская техника!

       Несколько советов, которые, надеюсь, помогут.

Холодный запуск.

1. Открыть кран подачи топлива. На некоторых агрегатах сложно понять интуитивно в закрытом или открытом положении он на­ходится. Поэтому не полениться заглянуть в инструкцию или сделать для себя дополнительную метку.

2. Два-три раза плавно потянуть за ручку, чтобы топливо подкача­лось в карбюратор.

3. Закрыть воздушную заслонку (подсос).

4. Плавно потянуть ручку запуска. Когда ощутиться сопротив­ление, резко потянуть, но не оторвать. Важно тянуть в опреде­ленном направлении. Этот момент требует тренировки. Легче тем, кто уже имел дело с бензоинструментом. Агрегат должен завестись сразу. Но работает он в этот момент неровно. Плавно убрать «подсос». Делать это вдумчиво (другого слова не подо­брал, т. к. требуется некоторое чувство ситуации), иначе двига­тель может заглохнуть.

       Движок должен начать работать устойчиво. Прогреть минуту, дру­гую (зависит от температуры воздуха «за бортом») и дать напругу в сеть. Если включить тумблер питания сразу, а в доме есть включенное оборудование, то генератор может заглохнуть, повторно запустить его будет сложнее.

      Если сразу завести не удалось. Дергать много раз с закрытой воз­душной заслонкой не стоит. Легко залить свечу. Максимум два-три раза. После этого инструкция рекомендует сделать перерыв, чтобы свеча высохла. Но, при неопределенных погодных условиях этот процесс может занять неопределенное время. Я рекомендую чередо­вать попытки запуска с открытой и закрытой воздушной заслонкой. Иногда полезно при открытой воздушной заслонке несколько раз без перерыва дернуть ручкой. Быстро-быстро, коротким ходом. Должно получиться как бы непрерывное вращение - что сродни длитель­ной прокрутке стартером. Именно так рекомендуют заводить авто в холодную погоду. Не получилось? «Курим» и повторяем операции сначала.

    Если движок «схватывает», то шанс запустить есть и весьма высо­кий. Если же не «схватывает», то выворачиваем свечу, очищаем, про­тираем, проверяем «на искру», заворачиваем и пытаемся запустить снова. Если опять ничего, то меняем топливо с промывкой топливного отстойника (фильтра). Если и это не помогло, то огорчаемся, видимо проблема глубже. Но это уже другая история.