Простой температурный сигнализатор из промышленного автомобильного датчика контроля температуры фургона (кунга) |
Голосов (0) | Комментариев (0) | Избранное (0) |
Простой температурный сигнализатор из промышленного автомобильного датчика контроля
температуры фургона (кунга)
Устройства контроля температуры и сигнализации об отклонении контролируемых параметров многократно описаны в литературе для радиолюбителей, однако столь простого варианта, какой предлагается ниже, автор нигде не встречал. Основным элементом устройства служит промышленный контроллер температуры для кунга (кузова) грузовых автомобилей, железнодорожных вагонов (и рефрижераторов) на основе датчика с фреоновой проволочной спиралью. Чувствительная спираль реагирует на изменение температурного климата, а биметаллическая пластина, находящаяся внутри корпуса датчика, замыкает/размыкает коммутирующие контакты. Чувствительность датчика такова, что он «чувствует» изменение температуры на 0,5.0,7 °С. Внутри корпуса датчика находится регулировочный винт, с помощью которого в широких пределах можно корректировать порог переключения биметаллической пластины (коммутирующих контактов). Такие предпосылки позволили создать на основе промышленного датчика электронный узел с широкими возможностями для сигнализировании о выходе значения окружающей датчик температуры за установленные параметры (предел).
Для того чтобы повторить эту схему не надо иметь что называется «семи пядей во лбу» — этот процесс доступен любому человеку. На рис. 1 показана схема подключения цепи звуковой (или иной) сигнализации к датчику температуры. Она состоит всего из нескольких деталей.
Рис. 1.
Провода питания от стандартного адаптера для питания радиоприемника с выходным постоянным напряжением 12 В и выходным током 0,3 А могут соединяться с коммутирующими контактами внутри корпуса температурного датчика непосредственно методом пайки или через разъем (контакты ХР1-ХР3), например, DIN-5, РШ-2Нб, РП-10-5 или любой подходящий. Источник питания (в данном случае адаптер) может быть любой нестабилизированный с выходным напряжением 7.15 В и выходным током не менее 30 мА. Если использовать источник питания с напряжением 5 В, то пьезоэлектрический капсюль НА1 желательно заменить на 1205FXP, FMQ-2015B или аналогичный (иначе громкость звука значительно ослабнет). В налаживании узел не нуждается. Порог срабатывания (замыкания/размыкания коммутирующих контактов ХР1-ХР3) устанавливается плавным вращением регулировочного винта вокруг своей оси в корпусе промышленного датчика (для этого открывают верхнюю крышку прибора). На рис. 2 представлено фото внешнего вида датчика температуры.
В том месте, где выходит провод питания из (оранжевого) корпуса датчика температуры, закреплен пьезоэлектрический капсюль со встроенным генератором звуковой частоты. С противоположной стороны расположена спираль, которая является непосредственно датчиком температуры.
В качестве звукового излучателя применен маломощный пьезоэлектрический капсюль со встроенным генератором ЗЧ — KPI-4332-12, обеспечивающий громкость прерывистого звучания, достаточную для средней квартиры, состоящей из двух комнат. Вместо указанного на схеме НА1 можно применять любой подходящий звуковой излучатель или генератор-усилитель сигнала ЗЧ совместно с динамической головкой — на усмотрение радиолюбителя-конструктора. При применении капсюля 1212FXP (или аналогичного) звук будет однотонным, что чуть хуже способствует эффекту «тревога», причем стоимость этого излучателя соразмерна цене прерывистого звукового индикатора, первоначально указанного на схеме.
Температурный датчик, взятый за основу для предлагаемой схемы, можно применять и в других случаях, поскольку гальванической связи между самим датчиком, фреоновой спиралью и коммутирующими контактами нет — спектр применения существенно расширяется и практически не ограничивается. Так, оправдано использование датчика для контроля работы холодильного оборудования (внутри камер бытовых холодильников), для контроля температуры водной среды в домашнем аквариуме (для этого три-четыре витка спирали разматываются и конец проволоки помещается в воду, а сам корпус прибора жестко крепится на пластмассовой крышке аквариума), для бесконтактного контроля температуры вокруг нагревательных элементов повышенной опасности (электро- и естественных каминов, нагревательных элементов с открытой спиралью и т. п.), для контроля температуры вокруг газовой (электро-) плиты на кухне, для управления охлаждающим вентилятором в летний (жаркий) период времени года. Практически проверен автором вариант управления вентилятором вытяжки на кухне с помощью рассматриваемого устройства. Высокая термочувствительность прибора позволяет использовать его в перспективе в сельском и приусадебном (дачном) хозяйстве, например, в основе устройства портативного инкубатора, где требования к стабильности температуры очень существенны.
Кроме того, вариантов использования прибора может быть сколь угодно много. Для каждого конкретного случая надо лишь выбрать соответствующие коммутационные контакты ХР1-ХР3 (на замыкание или размыкание) с тем, чтобы соответственным образом включать или отключать устройства сигнализации или узлы нагрузки. И определиться с самой нагрузкой — будет ли это звуковой сигнализатор или, например, охлаждающий вентилятор бытового назначения. Конечно, нет пределов для того, чтобы разумным образом совместить (добавив небольшую электрическую схему) и мощную нагрузку и звуковой сигнализатор отклонения от контролируемого режима.
При коммутации других контактов (относительно показанных на электрической схеме) узел может реагировать на увеличение температуры сверх установленного порога или на уменьшение ее (соответственно коммутация контактовХР3, ХР2).
Мощность (и это подтверждено шильдой на корпусе прибора) коммутирующих контактов такова, что они выдерживают ток коммутации до 5.6 А при напряжении 24 В, при напряжении 220 В этот ток будет не менее 2 А.
Самая сложная задача, которую придется решать радиолюбителю, где отыскать такой датчик (если, конечно, радиолюбитель не работает в сфере обслуживания грузовых автомобилей и железнодорожных рефрижераторов), ведь на дороге датчик контроля температуры кунга не валяется. Однако такая задача решается относительно просто. Кроме рассмотренного конкретного датчика фирмы «Falco» модели MR-001 (3.4), широко распространены аналогичные по принципу действия приборы, например, фирмы Roger Electronic, найти и приобрести которые (практически за бесценок) можно на территории любой из многочисленных (в крупных городах) «разборок» грузового автотранспорта или на автомобильных рынках в секторе запчастей б/у.
Вдохнув вторую жизнь в списанный за ненадобностью прибор, радиолюбитель- конструктор получит устройство, конкурирующее по эффективности и малым денежным (и временным) затратам со сложными узлами электронной техники, схемы и описание которых могут занимать не одну страницу, а сборка не один час драгоценного времени. А выбрав свой вариант контроля параметров в быту (варианты приведены выше) создаст оригинальное электронное устройство, конкурирующее с промышленными приборами по простоте и неповторимости.
Теги: |
Для этой записи еще нет комментариев.
Станьте первым, кто оставит комментарий к этой записи!
Для добавления комментариев зарегистрируйтесь или авторизируйтесь.