Газовые электрогенераторы и их неисправности
Классификация и особенности
Газовые электростанции по работе с топливом бывают:
♦ только газовые, которые работают на метане (магистральный газ) и на пропан-бутане (сжиженный газ);
♦ двухтопливные, которые работают на бензине и пропан-бутане.
В двухтопливных электроагрегатах, которые по сравнению с обычными газовыми, имеют схожую конструкцию, существуют свои особенности:
♦ газ и бензин имеют разные температуры сгорания, поэтому свече зажигания необходимо давать искру при разном давлении в цилиндре;
♦ регулировка открытия и закрытия клапанов должна быть различной, так как мы имеем дело с разным топливом, и, соответственно, количество смеси должно быть различным;
♦ переключение между двумя видами топлива происходят с помощью редуктора, а в качестве подающего устройства выступает обычный редуктор;
♦ запуск электростанции должен производиться на бензине и лишь после этого ее можно переключать на газ.
Смесители и редукторы
Газовые электроагрегаты включают в себя немного измененный двигатель. В качестве дозатора газа выступает смеситель, который по конструкции несколько сложнее редуктора.
Примечание.
Смеситель имеет преимущество за счет универсальности и ремонтопригодности. Он не подлежит регулировке и настроен под давление от 2 до 2,8 кПа. Однако, при меньшем давлении, а в России оно редко бывает больше 1, 8 кПа, он работает на пределе своих возможностей. При этом летом давление обычно больше, а в сильные холода может опуститься до 1,3 кПа, что является нормой по нашим техническим условиям.
В двухтопливных газовых генераторах, работающих на бензине и на газе, обычно устанавливается редуктор, который позволяет переключать работу электростанции с одного вида топлива на другой.
Приобретение генератора
Совет.
При выборе газового электроагрегата стоит обратить внимание на марку редуктора, поскольку он служит для подогрева смеси пропан-бутана, ее испарения и снижения давления газа до величины, близкой к атмосферному давлению.
От его функционирования зависит стабильность работы всей электростанции в целом.
В двухтопливных газовых электростанциях «Вепрь» устанавливаются редукторы Lovato, выпускающиеся в Италии в течение уже более шестидесяти лет и зарекомендовавшие себя благодаря высочайшему качеству, универсальности, простоте и надежности.
Следующий критерий оценки - фирма-производитель двигателя. Фирма является одним из самых главных и относится к выбору и покупке вообще любой электростанции. Данное устройство является «сердцем» каждого электроагрегата и от его качества зависит ресурс работы электростанции в целом.
Больше всего на рынке присутствуют двигатели китайского производства, построенные «по технологии Honda илиYanmar».
Внимание.
Технологиями там и не пахнет, так как могут выпускаться либо оригинальные японские двигатели Honda или Yanmar, либо китайская копия, обычно бездарная.
Верить, что они полностью идентичны, не стоит, поскольку при профессиональном тестировании в специализированных сервисных центрах видно, что у них снижены все эксплуатационные характеристики. Поэтому моторесурс такого двигателя ниже, чем у оригинальной продукции в 5-10 раз и составляет всего максимум 700 моточасов.
Кроме того, если в оригинальной продукции используются качественные материалы, а тарировочных зазоров между ними нет, то в китайской версии зазоры могут достигать 300 процентов. Это сильно уменьшает срок эксплуатации двигателя.
Совет.
При покупке электростанции можно распознать совсем плохой двигатель, просто ее запустив. В этом случае слышны посторонние стуки; иногда даже звяканье клапанов.
Перед покупкой газовой электростанции рекомендуется провести следующий эксперимент:
♦ при запуске ручного стартера посчитайте сколько раз требуется дергать за веревку;
♦ прогрейте двигатель;
♦ переключите редуктор с бензина на газ (если исследуете двухтопливную газовую электростанцию);
♦ дайте поработать электростанции;
♦ подключите потребителя электроэнергии (например, лампочку 100 Вт);
♦ оцените ее работу;
♦ отключите и снова подключите газ (для чистоты эксперимента);
♦ повторите перечисленные действия заново.
Примечание.
Хороший двигатель хуже будет заводиться в холодном состоянии.
При подборе газовой электростанции лучше не прельщаться низкой ценой китайского ширпотреба. По словам специалиста одного из московских сервисных центров, регулировка напряжения в китайских электростанциях устроена таким образом, что если сгорает генератор, который вырабатывает электрический ток, то система возбуждения пускает весь электроагрегат «вразнос» не по оборотам, а по напряжению на выходе.
В этом случае, если станция нагружена на 100%, то у подключенных потребителей еще есть шанс не сгореть от страшного перенапряжения, так как при его возрастании пропорционально увеличивается потребляемая приборами мощность, двигатель с ней не справляется и снижает обороты. Если же электростанция нагружена слабо, то подключенные потребители сгорают буквально, как бенгальские огни. Такие факты были получены в сервисном центре в период проведения испытаний и ремонта большого количества китайских аппаратов.
Что касается производителя, то на самом деле отсутствует конкуренция среди газовых электроагрегатов. Помимо многочисленных китайских производителей, заваливших российский рынок своей продукцией, если не брать в расчет малоизвестных отечественных производителей двухтопливных генераторов, на отечественном рынке представлены две марки газовых электроагрегатов.
Поиск и устранение неисправностей газовой электростанции
Причины неисправностей и принятые меры указаны в табл. 2.
Таблица 2
Причины неисправностей и принятые меры